воскресенье, 19 апреля 2015 г.

Bar-sur-Loup

СМЕРТЕЛЬНЫЕ ТАНЦЫ

Бар-сюр-Лу, средневековая деревня на юге Франции между Грассом, Вансом и Антибом на высоте 350 м. Центр дерeвни формируют Замок и Церковь, к ним ведут старинные улочки, по которым можно пройти только пешком. 
 Бар-сюр-Лу обладает одним из самых замечательных произведений, которые во множестве  украшали в 15 веке провансальские часовни, спешно выстроенные в связи с распространением чумы. Это картина, изображающая данс макабр (пляска смерти). Увидеть ее можно в церкви под кафедрой. В те времена две темы особенно настойчиво преследовали кающихся грешников и средневековых художников Прованса – Страсти Христовы и Судный день. В Бар-сюр-Лу эти темы нашли по-своему уникальное решение.
Данная Пляска Смерти нарисована на дереве неизвестным художником примитивной нисуазской школы. Артист показывает нам несколько персонажей, танцующих под звуки свирели и тамбурина. На голове у каждого из них резвится дьяволенок. На переднем плане Смерть натягивает свой лук и посылает стрелы в танцующих. Двое танцоров, мужчина и женщина, падают раненные, еще один, на последнем издыхании выдыхает свою душу в форме обнаженного младенца, которым тут же овладевает демон. Другой демон погружает еще одну душу в огнедышащую пасть чудовища. Архангел Михаил держит весы, на одной чаше находится душа, на другой –  Книга Жизни, в которую записаны все поступки и речи обладателя данной души. Ииисус в облаках присутствует при этом ужасном взвешивании.

УЖАСНОЕ ВЕСЕЛЬЕ

Жан-Поль Клебер рассматривает эту Пляску Смерти, как защитную меру против чумы. В ту эпоху, когда ее создавали, Прованс был театром последних больших эпидемий и его жители хорошо знали, что такое Чертов Огонь, Огонь св. Антуана или Огненная Болезнь (Mal des Ardents). Старинный текст доносит до нас клиническое описание этой болезни, появление которой наводило ужас на жителей и провоцировало возникновение самых разных ритуалов и верований…. Те, кто были заражены, в основном простонародье, раздевались догола, надевали на головы цветочные венки и шли, держась за руки, танцуя и распевая гимны, по улицам к церкви. При этом они крутились и вращались с таким рвением, что, в конце-концов, падали на землю без признаков малейшего дыхания. От этих плясок они так опухали, что могли умереть на месте, если им срочно не перебинтовывали животы тугими повязками.. Те, кто внимательно смотрел на них, очень часто заражались этой болезнью. Все верили, чтоо это проделки дьявола и что только с помощью экзорцизма можно избавиться от болезни.

Сегодня мы знаем, что Огненная Болезнь была всего лишь пищевым отравлением алкалоидами спорыньи, которые попадали в желудок вместе с ржаным хлебом и вызывали судороги, психические расстройства и  часто смертельную гангрену. Но несмотря на это Огненной Болезни случалось возникать и в наши дни: в 1951 году более 300 жителей городка Пон-Сент-Эспри отравились “проклятым хлебом”, более трех десятков попали в психлечебницу , а 7 человек спасти не удалось.

В свете современных знаний о тех временах, Пляску Смерти в БсЛ можно рассматривать, как пример коллективного экзорцизма, которое совершалось тогда над одержимыми этой болезнью. И в самом деле, даже происхождение слова macabre остается неясным. Возможно, что это искаженное от Macaire, поскольку святой Макэр часто появлялся среди танцующих. В 15 веке в Льёше также была построена часовня святого Макэра.

БАЛ У ГРАФА ДЕ БАР

Но очень может быть, что Пляска Смерти Бар-сюр-Лу является отголоском трагической истории, сохранившейся благодаря старинной хронике, связанной с замком. В 15 веке в замке Бар-сюр-Лу собиралось все окрестное дворянство, которое использовало любой повод, чтобы устроить очередной праздник или блестящий прием, на которых особенно блистал красавец Бертран де Грасс, сеньер Бара, вдовец и раскаявшийся сластолюбец, страстный и властный любитель роскоши и удовольствий.


В 1437 в разгар поста Бертран де Грасс готовит очередное празднество в честь своих молоденьких красавиц-кузин: Бернадетт д’Агуль, Беатрис де Тран и Изабель де Кабри. Устраивать праздники в пост? – жители  Бар-сюр-Лу  только качали головами, абат же был просто вне себя. Зато хозяин замка превзошел абсолютно всех: в этот вечер все залы и комнаты были украшенны превосходными шелками, все камины протоплены, а в воздухе замка клубились эссенции редких роз, жасмина и фиалок, любимых запахов трех кузин. После бала последовали галантные игры, гости были сильно разогреты вином из подвалов замка. И в то время, как жители Бар-сюр-Лу набожно исполняли пост, в замке предавались ночным развлечениям и успокоились только с приближением рассвета. Увы, проснуться суждено было не всем. Утонченные ароматы цветов смешанные с каминными испарениями погрузили в вечный сон троих гостей в вечный сон. Среди жертв оказалась и нежная красавица Беатрис де Тран. Обезумевший от горя сеньер де Бар укрылся в Волчьем ущелье и молил там о прощении святого Арну. В этом диком месте он велел позднее построить часовню. Остаток жизни он провел в терзаниях о содеяном в опустевшем замке, где при нем больше не звучала музыка и не смеялись.


Комментариев нет:

Отправить комментарий